- КАРСАВИН, Лев Платонович
- (1882-1952)русский христианский мыслитель. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. В 1913 г. защитил магистерскую диссертацию «Очерки религиозной жизни в Италии в XII- XIII веках». В 1916 г. состоялась защита докторской диссертации «Основы средневековой религиозности в XII-XIII веках, преимущественно в Италии». В 1918 г. стал профессором Петроградского университета. Принимал активное участие в работе Вольной философской ассоциации. В 1922 г. был выслан большевиками из России. В 1926-1928 гг. жил в Париже, где активно участвовал в научно-издательской деятельности «Евразийского семинара». С 1928 г. профессор кафедры всеобщей истории Каунасского университета. В 1949 г. был арестован советскими властями и отправлен в концлагерь на север республики Коми, где и умер.Основные сочинения: «Католичество» (1918), «Культура средних веков. Общий очерк» (1918), «Восток, Запад и русская идея» (1922), «Noctes Petropolitanae» (1922), «Джиордано Бруно»(1923), «Философия истории» (1923), «О началах (Опыт христианской метафизики)» (1925), «Святые отцы и учители. Раскрытие православия в их теориях» (1926), «Церковь, личность и государство» (1927), «О личности» (1928), «Поэма о смерти» (1932) и др.В контексте евразийской культурсоциологии важное место занимает концепт Карсавина, обозначенный им словосочетанием «симфоническая личность». Так он назвал отдельное, конкретное человеческое сообщество - семью, социальную группу, церковную общину, народ, нацию, государство, вселенскую церковь, человечество. Такое сообщество обладает характерными признаками, которые вбирают, интегрируют, фокусируют в себе множество черт, особенностей и функций тех индивидов, которые входят в него.В «симфонической личности» множество отдельных «я» превратились в единое, соборное «мы», а общее «мы» представляет собой уникальное по свойствам, масштабное, корпоративное «сверх-я», органично контекстуализированное в онтологию сотворенного Богом мира. Отдельная, индивидуальная личность не только входит всеми своими определениями в формулу «симфонической личности», но и противостоит ей, обнаруживает способность вступать с ней в противоречивые отношения. Как индивидуальная, так и «симфоническая» личности имеют свойство изменяться в ходе истории и развития цивилизации. Они были разными в XI и в XVII вв. и потому резонно предположить, что тот тип личности, который возник в эпоху Смуты, в начале XX в. стал сходить с исторической сцены, чтобы уступить место новому типу с новой идеологией, новой религиозностью.Существует иерархия «симфонических личностей», которая, если брать ее в целом, сливается во всеединую мировую личность, обладающую абсолютной полнотой бытия.«Симфоническая личность» имеет как духовную, так и телесную структуры, которые развернуты в пространственно-временных координатах. Это хорошо видно на примере такой «симфонической личности», как церковь. Как самостоятельный субъект она обладает единством стремлений и помыслов, владеющих ею. Входящие в ее состав индивидуумы в каждый конкретный исторический момент придают ее духовному облику своеобразие и неповторимость.Помимо индивидуальной и «симфонической» личностей существуют еще и социальные личности. периодически возникающие и постоянные. К первым относятся научные и спортивные сообщества, партийные съезды и т. д. а к постоянным - преступные группировки,семьи,правительства и т. д.♦ Соч.: Введение в историю. //Вопросы истории. 1996. Ns 8; Культура средних вехов. - Киев, 1995; Малые сочинения. - СПб., 1994; Религиозно-философские сочинения. Т. 1. - М., 1992; Святые отцы и учители церкви: Раскрытие православия в их творениях. - М., 1994; Философия истории. - СПб., 1993; Nodes Petropolitanae. - Пт., 1922.◘ Лит.: Историк-медиевист Лев Платонович Карсавин (1882-1952); Хоружий С. С. Жизнь и учение Льва Карсавина // Карсавин Л. П. Религиозно-философские сочинения. Т, 1. - М., 1992; Хоружий С. С. Карсавин и деМестр //Вопросы философии, 1989. Ns 3.
Эстетика. Энциклопедический словарь. Издательство Михайлова В. А. Санкт-Петербург. В. А. Бачинин. 2005.